Парк Грузины

Категория ООПТ:

Памятник природы

Значение ООПТ:

Региональное

Статус ООПТ:

Действующий

Дата создания:

01.04.1993

Географическое положение ООПТ:

Тверская обл., Торжокский р-н, к Ю-В от г. Торжка в 11 км в дер. Грузины

Общая площадь ООПТ:

40 га

Нормативная основа функционирования ООПТ:

Решение Малого совета Тверского областного совета народных депутатов «О дополнении к решению малого Совета № 128 от 22.09.92 г. "О корректировке и расширении природно-заповедного фонда области"»

В парке сохранились валунные объекты малой архитектуры: мостики и вымостки берегов пруда.

Заброшенное наследие. Усадьба Полторацких, "Грузины".
 

Усадьба "Грузины" получила свое странное для наших широт название по церкви во имя иконы Грузинской Божией матери (1746). Раньше сельцо называлось Кузнечково. С 1788 года усадьбой владела чета Полторацких.

По распоряжению Агафоклеи Полторацкой в 1740-1745 гг (предположительно) возводят новый трёхэтажный дом, практически дворец!

Впервые село Грузины упоминается как сельцо Кузнечково в писцовой книге Новоторжского уезда за 1699 год.
В 1745-1763 годах полновластным хозяином этой вотчины становится отставной капитан Яков Маркович Шишков, представитель старинного русского дворянского рода. После смерти Якова Марковича село достаётся одной из его племянниц Агафоклее Александровне Шишковой.

В «Экономических примечаниях» (1760-е гг.) записано, что в Грузинах «церковь каменная с приделами. Дом господский и службы каменные при нём. Сад регулярный с оранжереями каменными. При селе состоят разные заведения…». В поместье была своя больница, построены ветряная и водяная мельницы, плотина, кузница, винокуренный завод, полотняная фабрика. Одним словом, в те года здесь уже было весьма процветающее хозяйство.

В 1820-е годы усадьба перестраивается по проекту В. П. Стасова: меняется планировка, к дому пристраиваются два двухэтажных флигеля с галереями, в парке появляются беседки и павильоны, новые водоёмы. Но главное – расширяется хозяйственный комплекс: строятся теплицы, конюшни, скотный двор и другие службы; невдалеке от усадьбы, на противоположном берегу реки Жаленки возводятся 20 кирпичных домов для крестьян.

Описание "Грузин" этого времени оставила А. П. Керн: «… дом стоял на возвышении. Перед ним лужайка, речка, на ней островки. За ними, выстроившиеся в одну линию каменные избы крестьян».

Архитектор В.П. Стасов, близкий друг семьи Полторацких перестроил главный дом усадьбы, возвел хозяйственные и жилые постройки. К 1830 году усадьба достигает своего расцвета: выстраиваются ещё заводы, мельницы и она приобретает облик предпринимательского хозяйства.
Посетивший в 1842 году усадьбу Владимир Алексеевич Полторацкий вспоминал: «Усадьба поражала своей громадностью. Дом по масштабам и отделке мог бы называться дворцом. Кроме огромной с хорами залы и знаменитой внизу галереи, в его трёх этажах и двух смежных флигелях было около 120 комнат… Конный двор вмещал до 250 лошадей. Скотный двор из жжёного кирпича… вмещал в себе до 600 штук рогатого скота… В таких же размерах обширные риги, оранжереи, теплицы, грунты, мастерские и проч. Церковь во имя Грузинской Божией Матери напоминала скорее собор… Кроме того, там находился еще каменный винокуренный завод… Наконец, в довершение полноты усадьбы, перед господским домом сад с роскошными цветниками, а за ним парк на 25 десятинах земли с рекой, прудами, островами, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями…». В этот период Грузины – одна из самых богатых усадеб Новоторжского уезда и Тверской губернии.

Весной 1829 года в Грузины приезжал А. С. Пушкин. Пушкин оказался в Грузинах в удачное время: к 1830 году относится расцвет хозяйственной деятельности в усадьбе. Она превращается из постоянной резиденции Полторацких в крупный хозяйственный комплекс. Дела идут успешно примерно до 1850-х гг. Великие реформы тех лет повлекли за собой изменения экономических условий, а те, в свою очередь, – изменения жизни в усадьбах. Одни разорялись и исчезали, другие превращались в образцовые хозяйства и культурные центры провинции.

Усадьба "Грузины", вслед за периодом хозяйственного подъёма во второй половине XIX века вошла в полосу упадка. К сожалению, печальная судьба ждала имение задолго до 1917 года. Уже в 1859 году после смерти К.М. Полторацкого усадьба стала менять своих хозяев. В 1859 году "Грузины" были проданы надворному советнику Е.В. Молчанову, а в 1892 - железнодорожному инженеру Цвылеву. Окончательный приговор был вынесен строительством железной дороги - местная река утрачивает транспортную функцию и сбыт хозпродукции становится нерентабельным. Тогда и были снесены заводские постройки и мельницы, а имение распродавалось участками.

"Грузины" входят в «Пушкинское кольцо Верхневолжья», так как  А. С. Пушкин посетил Грузины в марте 1829 и марте 1830 годов.

После революции в усадьбе поочередно располагались сельскохозяйственная школа-коммуна, позднее преобразованная в Грузинский сельхозтехникум, Дом инвалидов. Еще несколько лет назад дом использовался под жилье, сегодня пустует и разрушается.

Жила была в семье тверских помещиков Шишковых красивая девочка по имени Агафоклея. Играла в куклы, мечтала, наверное, о любви, принце на белом коне. И тут няня в дверку тук-тук: «Феклуша, поди — жених приехал». Не успев наиграться своими куклами (на тот момент ей не было и 15) родители взяли и выдали замуж за Марка Федоровича Полторацкого, сделавшего впоследствии ошеломительную карьеру от оперного певца до директора придворной хоровой капеллы при Екатерине II.

 Родилась Агафоклея в 1737 году в семье небогатых тверских помещиков Шишковых.

Агафоклея Александровна Полторацкая (урожд. Шишкова) 1781 год. худ. Д.Г.Левицкий

Агафоклея Александровна Полторацкая. Знаменитая «Полторачиха», мать 22 детей, самый известный из которых, пожалуй, Константин Маркович - генерал-лейтенант и ярославский губернатор и бабушка пушкинских муз Анны Олениной и Анны Керн.

Своим богатством фамилия Полторацких была обязана железному характеру и необычайной деловитости Агафоклеи Александровны. Так что, начав с небольшого хозяйства, она сумела составить крупное состояние в 4000 душ, ставшее залогом успеха Полторацких в свете. Она завела винокуренные и другие заводы, позволявшие держать на откупе почти всю Тверскую губернию. Однако, была и другая сторона красивой жизни. Агафоклея Александровна отличалась властолюбием, строгостью и даже жестокостью в отношениях не только с деловыми конкурентами, но и с домашними. Перед ней трепетали и муж, и дети, которых у неё было 22 человека (!!!).  В народе за её тиранство она и получила прозвище "Полторачиха".

Сама она никогда не подписывала деловых бумаг и документов, держала для этого секретаря. В своих воспоминаниях внуки пишут, что читать и писать бабушка не умела или разучилась. Объясняя это случаем в молодости, она подделала духовное завещание дальнего родственника, переведя на себя наследство, но из-за этого чуть не попала под суд, после чего дала обет больше никогда не брать пера в руки.

Агафоклея Полторацкая была глубоко верующей, много жертвовала на церкви, возводила новые храмы, в том числе точную копию Чесменской церкви в селе Красном. В спальне её висели лишь образ Спасителя и портрет Екатерины II, которую она обожала и после ее смерти скупала личные вещи.

Дважды сворачивали в Грузины царские поезда: в роскошной усадьбе принимали Елизавету Петровну Романову, а летом 1785 года - Екатерину II.

Из воспоминаний внучки Агафоклеи — А. П. Керн: «Это была замечательная женщина... Её выдали замуж, разумеется, без любви, по соображениям родителей… Она имела с ним 22 человека детей. Все дети были хорошо воспитаны… Она была красавица, и хотя не умела ни читать, ни писать, но была так умна и распорядительна, что, владея 4000 душ, многими заводами, вела все хозяйственные дела сама без управляющего через старост…».

Перед смертью она собрала всех родственников, соседей и крестьян и громко каялась в совершенных грехах. Скончалась в октябре 1822 года в возрасте 85 лет, похоронена в церкви села Грузины.

Марк Федеорович Полторацкий, 1780 год. худ. Д.Г.Левицкий

Марк Полторацкий русский певец, придворный певчий Елизаветы Петровны, действительный статский советник, основатель дворянской фамилии Полторацких. Родился в 1729 году в Черниговской губернии.

Марк Фёдорович Полторацкий родился в сотенном городке Сосница Черниговского полка. В той самой Соснице, где потом был рождён тот самый знаменитый чекист Яков Блюмкин и тот самый великий кинорежиссёр и кинодраматург Александр Довженко. Во времена гетманства Даниила Апостола здесь осел казак Фёдор Филиппович Полторацкий, сыну которого Марку после аплодировали лучшие залы и внучке которого Анне Петровне Полторацкой-Керн посвятит свои великолепные строки Александр Пушкин, невероятным образом связанный со многими членами этой фамилии.

Судьбу Марка Полторацкого определила мечта Петра I создать по западному образцу в Петербурге Придворный хор – «общерусскую академию государевых певчих». Придворный хор стал достоянием империи, и последующие государи и государыни сохраняли и расширяли его традиции. При Анне Иоанновне в 1783 году в Глухове открыли певчую школу, где воспитывались мальчики с хорошими голосами, затем пополнявшие столичный хор.

И, наконец, слывшая покровительницей искусств императрица Елизавета Петровна создала при дворе певческую капеллу, в которую приглашал участников Александр Разумовский, покоривший царицу своим голосом. Однажды он побывал в семье ставшего соборным протоиереем Фёдора Полторацкого, заслушавшись пением на службе его сына Марка, которого взял с собой в Петербург.

Юноша был грамотным, ибо закончил «латинскую школу» в Чернигове, а в столичную капеллу он «перевёлся» из Киево-Могилянской академии. Дела пошли в гору – прекрасный баритон, природное умение расположить к себе, организаторские способности и несомненное покровительство императрицы продвигали Марка. 25 марта 1752 года он был пожалован в камер-музыканты в итальянскую оперную труппу под именем «Марко Портурацкий».

Он стал первым русским, который после обучения в Италии стал петь итальянскую оперу. Композитор Франческо Доменико Арайя специально для Полторацкого написал главные партии к операм «Беллерофонт», «Корона Александра Великого», «Евдоксия венчанная, или Феодосий II», которым рукоплескал Петербург. Один из критиков писал: «Актрисы и актёры и Марко Портурацкий заслужили себе притом великие похвалы и пред вельми помянутому Портурацкомуприродному малороссийцукоторый впервые вышел на театр, каждый удивлялсяи по справедливости сказать можночто не уступит он наилучшим италианским актёрам». (СПб. ведомости. 1750. № 99). Милости к нему императрицы не ограничились: в 1753 году Марк был назначен управляющим придворной церковной музыкой и регентом Придворной певческой капеллы. 

Фактически именно Полторацкий привел капеллу к её полнейшему расцвету. Петь он стал меньше, но был замечательным дирижёром и педагогом. Среди его учеников были малороссы Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский – создатели классического русского хорового концерта. Уже от императрицы Екатерины Великой Марк Федорович получил новые имения и стал директором капеллы, ранг действительного статского советника и был приглашаем к Высочайшему столу. Некоторые инициативы Полторацкого привели его к членству в Императорском Вольном экономическом обществе.

Огромную роль в жизни певца играла его семья, особенно его вторая супруга Агафоклея Александровна Шишкова, благодаря которой Полторацкие прирастали землями и детьми. Именно стараниями Агафоклеи Полторацкой в имении Грузины Тверской губернии появился дворец по проекту Растрелли.

Умер Марк Полторацкий в Петербурге в 1795 году, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-невской Лавры.

В первой половине XIX века усадьбу наследует Константин Маркович Полторацкий.

Портрет К. М. Полторацкого, худ. Джордж Доу. 1822—1825 годы. Военная галерея героев Отечественной войны 1812 года Зимнего Дворца, Эрмитаж.

Константин Маркович Полторацкий русский военный деятель, Ярославский военный и гражданский губернатор, генерал-лейтенант русской императорской армии, участник пяти войн, включая Отечественную 1812 года. Родился в 1782 году, умер в 1858 году.