Парк Грузины
Категория ООПТ:
Памятник природы
Значение ООПТ:
Региональное
Статус ООПТ:
Действующий
Дата создания:
01.04.1993
Географическое положение ООПТ:
Тверская обл., Торжокский р-н, к Ю-В от г. Торжка в 11 км в дер. Грузины
Общая площадь ООПТ:
40 га
Нормативная основа функционирования ООПТ:
Решение Малого совета Тверского областного совета народных депутатов «О дополнении к решению малого Совета № 128 от 22.09.92 г. "О корректировке и расширении природно-заповедного фонда области"»
В парке сохранились валунные объекты малой архитектуры: мостики и вымостки берегов пруда.
Заброшенное наследие. Усадьба Полторацких, "Грузины".
Усадьба "Грузины" получила свое странное для наших широт название по церкви во имя иконы Грузинской Божией матери (1746). Раньше сельцо называлось Кузнечково. С 1788 года усадьбой владела чета Полторацких.
По распоряжению Агафоклеи Полторацкой в 1740-1745 гг (предположительно) возводят новый трёхэтажный дом, практически дворец!
Впервые село Грузины упоминается как сельцо Кузнечково в писцовой книге Новоторжского уезда за 1699 год.
В 1745-1763 годах полновластным хозяином этой вотчины становится отставной капитан Яков Маркович Шишков, представитель старинного русского дворянского рода. После смерти Якова Марковича село достаётся одной из его племянниц Агафоклее Александровне Шишковой.
В «Экономических примечаниях» (1760-е гг.) записано, что в Грузинах «церковь каменная с приделами. Дом господский и службы каменные при нём. Сад регулярный с оранжереями каменными. При селе состоят разные заведения…». В поместье была своя больница, построены ветряная и водяная мельницы, плотина, кузница, винокуренный завод, полотняная фабрика. Одним словом, в те года здесь уже было весьма процветающее хозяйство.
В 1820-е годы усадьба перестраивается по проекту В. П. Стасова: меняется планировка, к дому пристраиваются два двухэтажных флигеля с галереями, в парке появляются беседки и павильоны, новые водоёмы. Но главное – расширяется хозяйственный комплекс: строятся теплицы, конюшни, скотный двор и другие службы; невдалеке от усадьбы, на противоположном берегу реки Жаленки возводятся 20 кирпичных домов для крестьян.
Описание "Грузин" этого времени оставила А. П. Керн: «… дом стоял на возвышении. Перед ним лужайка, речка, на ней островки. За ними, выстроившиеся в одну линию каменные избы крестьян».
Архитектор В.П. Стасов, близкий друг семьи Полторацких перестроил главный дом усадьбы, возвел хозяйственные и жилые постройки. К 1830 году усадьба достигает своего расцвета: выстраиваются ещё заводы, мельницы и она приобретает облик предпринимательского хозяйства.
Посетивший в 1842 году усадьбу Владимир Алексеевич Полторацкий вспоминал: «Усадьба поражала своей громадностью. Дом по масштабам и отделке мог бы называться дворцом. Кроме огромной с хорами залы и знаменитой внизу галереи, в его трёх этажах и двух смежных флигелях было около 120 комнат… Конный двор вмещал до 250 лошадей. Скотный двор из жжёного кирпича… вмещал в себе до 600 штук рогатого скота… В таких же размерах обширные риги, оранжереи, теплицы, грунты, мастерские и проч. Церковь во имя Грузинской Божией Матери напоминала скорее собор… Кроме того, там находился еще каменный винокуренный завод… Наконец, в довершение полноты усадьбы, перед господским домом сад с роскошными цветниками, а за ним парк на 25 десятинах земли с рекой, прудами, островами, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями…». В этот период Грузины – одна из самых богатых усадеб Новоторжского уезда и Тверской губернии.
Весной 1829 года в Грузины приезжал А. С. Пушкин. Пушкин оказался в Грузинах в удачное время: к 1830 году относится расцвет хозяйственной деятельности в усадьбе. Она превращается из постоянной резиденции Полторацких в крупный хозяйственный комплекс. Дела идут успешно примерно до 1850-х гг. Великие реформы тех лет повлекли за собой изменения экономических условий, а те, в свою очередь, – изменения жизни в усадьбах. Одни разорялись и исчезали, другие превращались в образцовые хозяйства и культурные центры провинции.
Усадьба "Грузины", вслед за периодом хозяйственного подъёма во второй половине XIX века вошла в полосу упадка. К сожалению, печальная судьба ждала имение задолго до 1917 года. Уже в 1859 году после смерти К.М. Полторацкого усадьба стала менять своих хозяев. В 1859 году "Грузины" были проданы надворному советнику Е.В. Молчанову, а в 1892 - железнодорожному инженеру Цвылеву. Окончательный приговор был вынесен строительством железной дороги - местная река утрачивает транспортную функцию и сбыт хозпродукции становится нерентабельным. Тогда и были снесены заводские постройки и мельницы, а имение распродавалось участками.
"Грузины" входят в «Пушкинское кольцо Верхневолжья», так как А. С. Пушкин посетил Грузины в марте 1829 и марте 1830 годов.
После революции в усадьбе поочередно располагались сельскохозяйственная школа-коммуна, позднее преобразованная в Грузинский сельхозтехникум, Дом инвалидов. Еще несколько лет назад дом использовался под жилье, сегодня пустует и разрушается.
Жила была в семье тверских помещиков Шишковых красивая девочка по имени Агафоклея. Играла в куклы, мечтала, наверное, о любви, принце на белом коне. И тут няня в дверку тук-тук: «Феклуша, поди — жених приехал». Не успев наиграться своими куклами (на тот момент ей не было и 15) родители взяли и выдали замуж за Марка Федоровича Полторацкого, сделавшего впоследствии ошеломительную карьеру от оперного певца до директора придворной хоровой капеллы при Екатерине II.
Родилась Агафоклея в 1737 году в семье небогатых тверских помещиков Шишковых.
Агафоклея Александровна Полторацкая. Знаменитая «Полторачиха», мать 22 детей, самый известный из которых, пожалуй, Константин Маркович - генерал-лейтенант и ярославский губернатор и бабушка пушкинских муз Анны Олениной и Анны Керн.
Своим богатством фамилия Полторацких была обязана железному характеру и необычайной деловитости Агафоклеи Александровны. Так что, начав с небольшого хозяйства, она сумела составить крупное состояние в 4000 душ, ставшее залогом успеха Полторацких в свете. Она завела винокуренные и другие заводы, позволявшие держать на откупе почти всю Тверскую губернию. Однако, была и другая сторона красивой жизни. Агафоклея Александровна отличалась властолюбием, строгостью и даже жестокостью в отношениях не только с деловыми конкурентами, но и с домашними. Перед ней трепетали и муж, и дети, которых у неё было 22 человека (!!!). В народе за её тиранство она и получила прозвище "Полторачиха".
Сама она никогда не подписывала деловых бумаг и документов, держала для этого секретаря. В своих воспоминаниях внуки пишут, что читать и писать бабушка не умела или разучилась. Объясняя это случаем в молодости, она подделала духовное завещание дальнего родственника, переведя на себя наследство, но из-за этого чуть не попала под суд, после чего дала обет больше никогда не брать пера в руки.
Агафоклея Полторацкая была глубоко верующей, много жертвовала на церкви, возводила новые храмы, в том числе точную копию Чесменской церкви в селе Красном. В спальне её висели лишь образ Спасителя и портрет Екатерины II, которую она обожала и после ее смерти скупала личные вещи.
Дважды сворачивали в Грузины царские поезда: в роскошной усадьбе принимали Елизавету Петровну Романову, а летом 1785 года - Екатерину II.
Из воспоминаний внучки Агафоклеи — А. П. Керн: «Это была замечательная женщина... Её выдали замуж, разумеется, без любви, по соображениям родителей… Она имела с ним 22 человека детей. Все дети были хорошо воспитаны… Она была красавица, и хотя не умела ни читать, ни писать, но была так умна и распорядительна, что, владея 4000 душ, многими заводами, вела все хозяйственные дела сама без управляющего через старост…».
Перед смертью она собрала всех родственников, соседей и крестьян и громко каялась в совершенных грехах. Скончалась в октябре 1822 года в возрасте 85 лет, похоронена в церкви села Грузины.
Марк Полторацкий русский певец, придворный певчий Елизаветы Петровны, действительный статский советник, основатель дворянской фамилии Полторацких. Родился в 1729 году в Черниговской губернии.
Марк Фёдорович Полторацкий родился в сотенном городке Сосница Черниговского полка. В той самой Соснице, где потом был рождён тот самый знаменитый чекист Яков Блюмкин и тот самый великий кинорежиссёр и кинодраматург Александр Довженко. Во времена гетманства Даниила Апостола здесь осел казак Фёдор Филиппович Полторацкий, сыну которого Марку после аплодировали лучшие залы и внучке которого Анне Петровне Полторацкой-Керн посвятит свои великолепные строки Александр Пушкин, невероятным образом связанный со многими членами этой фамилии.
Судьбу Марка Полторацкого определила мечта Петра I создать по западному образцу в Петербурге Придворный хор – «общерусскую академию государевых певчих». Придворный хор стал достоянием империи, и последующие государи и государыни сохраняли и расширяли его традиции. При Анне Иоанновне в 1783 году в Глухове открыли певчую школу, где воспитывались мальчики с хорошими голосами, затем пополнявшие столичный хор.
И, наконец, слывшая покровительницей искусств императрица Елизавета Петровна создала при дворе певческую капеллу, в которую приглашал участников Александр Разумовский, покоривший царицу своим голосом. Однажды он побывал в семье ставшего соборным протоиереем Фёдора Полторацкого, заслушавшись пением на службе его сына Марка, которого взял с собой в Петербург.
Юноша был грамотным, ибо закончил «латинскую школу» в Чернигове, а в столичную капеллу он «перевёлся» из Киево-Могилянской академии. Дела пошли в гору – прекрасный баритон, природное умение расположить к себе, организаторские способности и несомненное покровительство императрицы продвигали Марка. 25 марта 1752 года он был пожалован в камер-музыканты в итальянскую оперную труппу под именем «Марко Портурацкий».
Он стал первым русским, который после обучения в Италии стал петь итальянскую оперу. Композитор Франческо Доменико Арайя специально для Полторацкого написал главные партии к операм «Беллерофонт», «Корона Александра Великого», «Евдоксия венчанная, или Феодосий II», которым рукоплескал Петербург. Один из критиков писал: «Актрисы и актёры и Марко Портурацкий заслужили себе притом великие похвалы и пред вельми помянутому Портурацкому, природному малороссийцу, который впервые вышел на театр, каждый удивлялся, и по справедливости сказать можно, что не уступит он наилучшим италианским актёрам». (СПб. ведомости. 1750. № 99). Милости к нему императрицы не ограничились: в 1753 году Марк был назначен управляющим придворной церковной музыкой и регентом Придворной певческой капеллы.
Фактически именно Полторацкий привел капеллу к её полнейшему расцвету. Петь он стал меньше, но был замечательным дирижёром и педагогом. Среди его учеников были малороссы Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский – создатели классического русского хорового концерта. Уже от императрицы Екатерины Великой Марк Федорович получил новые имения и стал директором капеллы, ранг действительного статского советника и был приглашаем к Высочайшему столу. Некоторые инициативы Полторацкого привели его к членству в Императорском Вольном экономическом обществе.
Огромную роль в жизни певца играла его семья, особенно его вторая супруга Агафоклея Александровна Шишкова, благодаря которой Полторацкие прирастали землями и детьми. Именно стараниями Агафоклеи Полторацкой в имении Грузины Тверской губернии появился дворец по проекту Растрелли.
Умер Марк Полторацкий в Петербурге в 1795 году, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-невской Лавры.
В первой половине XIX века усадьбу наследует Константин Маркович Полторацкий.
Константин Маркович Полторацкий русский военный деятель, Ярославский военный и гражданский губернатор, генерал-лейтенант русской императорской армии, участник пяти войн, включая Отечественную 1812 года. Родился в 1782 году, умер в 1858 году.