Спасская Власовка, деревня

Т.И.Примак
Русское географическое общество

Название деревни состоит из двух частей: первая – по прежней принадлежности населения приходу Спасо-Преображенской деревянной церкви, освященной в 1890 г., в погосте Спас-Перебор (церковь не сохранилась); вторая часть от мужского личного имени Влас. Фамилия Власов – 92-я в частотном списке ста русских фамилий.
На карте 1911 г. существуют населенные пункты Спас Перебор и Власова отдельно.
В.И. Аксенов в своих изысканиях приводит лишь данные по Власовке 1901 г., что относится она к погосту Спас-Перебор, состоит из 17 крестьянских дворов, где проживают 34 мужчины и 38 женщин. В 1888-1890 гг. закончилось строительство деревянной церкви на каменном фундаменте на погосте Спас-Перебор, и прихожане многих деревень были приписаны к новому храму вместо Пустоподлесья.
Востренков П.Т. в своих воспоминаниях пишет, что приход Спас-Перебор образовался в сороковые годы XIX века, в него вошли деревни по обеим берегам Тудовки. В 1888-1889 гг. была построена деревянная трехпрестольная Преображенская церковь – Преображения Господня, Святого Великомученика Дмитрия Солунского и Святителя Николая. Автор сообщает, что храм стоял на горе, виден был с трех сторон света (только от Заболотной закрыт был густым лесом), и к нему со всех сторон вели тропинки. Церковь обслуживала несколько десятков деревень, звон колоколов был слышен в деревне Новики в ясную погоду. Река Тудовка огибает гору, на которой стояла церковь, и уходит вниз к Макарятскому омуту, где некогда стояла мельница.
До образования прихода жители окрестных деревень пользовались культовыми услугами священников крупного старинного села Оковцы, давшего название дремучему окрестному лесу. Но с появлением нового прихода в Спас-Переборе появилась и ярмарка, куда люди свозили излишки сельхозпродукции, чтобы скопить денег на выкуп земли. Ярмарки и гулянья проходили на левом берегу реки, где высокая гора погоста упиралась в песчаную дорогу с зеленой, заросшей травой площадкой. Церковь сгорела в 1929 г. и более не восстановилась, подозревают поджог – либо желающих поживиться, либо самого священнослужителя в период искоренения церквей, в качестве превентивной меры.
В склепе на кладбище Спас-Перебора похоронен помещик Дмитрий Алексеевич Гаринович – хозяин усадьбы Сосноватка, деятельный и предприимчивый человек, умерший в 1916 г. от воспаления легких.
В 2022 г. на месте деревни Спасская Власовка можно увидеть несколько разрушающихся деревянных домов, и вымощенную булыжниками и бревнами дорогу к реке, местами встречаются одичавшие фруктовые деревья. Примечательно, что в деревне не отмечены следы жизнедеятельности кабанов и медведей. А на Власовку – отдельный указатель. За 700 м до Спасской Власовки справа можно увидеть то самое кладбище, а если подняться на гору – то и остатки церковного фундамента. Неподалеку под дорогой проложена труба, отводящая ручей – он берет свое начало в святом ключе у церкви

Список использованных источников:
Аксенов В.И., очерки истории малых населенных пунктов Тверской области.
Востренков П.Т., Новоселов И.И. Наш Ново-Сибирский благословенный край. Рукопись. 2001-2007. Архив Администрации Нелидовского района Тверской области.

 

01. Схема погоста
02. Спасская Власовка на спутниковой карте
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35